Тема по самообразованию «Организация развивающей предметно-пространственная среды в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО: проблемы и пути их решения»""
16 января 2016
«Организация развивающей предметно-пространственная среды в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО: проблемы и пути их решения"
Современная система дошкольного образования в настоящее время находится в состоянии обновления и развития. Она гибко реагирует на потребности общества и личности.
Важной задачей дошкольных образовательных учреждений (ДОУ) становится совершенствование педагогического процесса и повышение качества образовательной работы с детьми посредством организации развивающей среды, обеспечивающей творческую деятельность каждого ребенка, позволяющей ему проявить собственную активность и наиболее полно реализовать себя.
ФГОС дошкольного образования — документ, обязательный для всех ДОУ, работающих в рамках любой программы. В нем разработаны требования к образовательным программам, одним из которых является требование к организации развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ, являющейся неотъемлемым компонентом педагогического процесса.
Среда является основным средством развития личности ребенка и источником его знаний и социального опыта. Научные исследования акцентируют внимание на построении предметно-развивающей среды и дают рекомендации по ее организации в педагогическом процессе с опорой на личностно - ориентированную модель взаимодействия детей и взрослых.
Особое значение в ДОУ придается предметно-игровой среде, так как основным видом деятельности ребенка является игра, и ее влияние на разностороннее развитие личности трудно переоценить. Большое разнообразие игр детей в дошкольном учреждении должно быть обеспечено созданием предметно - игровой среды.
Развивающая предметно - пространственная среда – часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством (помещениями, участком и т.п.), материалами, оборудованием и инвентарем для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития.
Предметно-развивающая среда — составная часть развивающей среды дошкольного детства. Современный философский взгляд на предметно-развивающую среду предполагает понимание ее как совокупность предметов, представляющую собой наглядно воспринимаемую форму существования культуры. В предмете запечатлен опыт, знания, вкусы, способности и потребности многих поколений. Через предмет человек познает самого себя, свою индивидуальность.
Большинство ученых, занимающихся изучением проблемы среды, единодушны во мнении, что качество воспитательно-образовательного процесса, повышение развивающего его эффекта во многом зависит от организации предметно-развивающей среды и жизненного пространства в групповой комнате с целью обеспечения свободной самостоятельной деятельности и творчества детей.
Требования к развивающей предметно-пространственной среде
Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать возможность:
• общения и совместной деятельности детей (в том числе детей разного возраста) и взрослых
• двигательной активности
• уединения
«Совместная деятельность взрослого и детей» -
деятельность двух и более участников образовательного процесса (взрослых и воспитанников) по решению образовательных задач на одном пространстве и в одно и то же время. Отличается наличием партнерской (равноправной) позиции взрослого и партнерской формой организации (возможность свободного размещения, перемещения и общения детей в процессе образовательной деятельности). Предполагает индивидуальную, подгрупповую и групповую формы организации работы с воспитанниками.
«Самостоятельная деятельность детей» -
1) свободная деятельность воспитанников в условиях созданной педагогами предметно-развивающей образовательной среды, обеспечивающая выбор каждым ребенком деятельности по интересам и позволяющая ему взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально; 2) организованная воспитателем деятельность воспитанников, направленная на решение задач, связанных с интересами других людей (эмоциональное благополучие других людей, помощь другим в быту и др.).
Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать:
• реализацию различных ОП
• необходимые условия в случае организации инклюзивного образования
• учѐт национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательная деятельность
• учѐт возрастных особенностей детей
Развивающая предметно-пространственная среда должна быть:
1) содержательно насыщенной
2) трансформируемой
3) полифункциональной
4) вариативной
5) доступной
6) безопасной
Классификация материалов и оборудования по типам для каждого вида деятельности
• Игровая: для сюжетной игры (предметы оперирования, игрушки-персонажи, маркеры игрового пространства); для игры с правилами (на физическое развитие, на удачу, на умственное развитие).
• Продуктивная: оборудование для изобразительной деятельности и конструирования и оборудованием общего назначения.
• Познавательно-исследовательская: объекты для исследования в реальном действии, образно- символический материал
. • Двигательная: оборудование для ходьбы, бега и равновесия; для прыжков; для катания, бросания и ловли; для ползания и лазания; для общеразвивающих упражнений.
) Типы игрового материала
• «Предметы оперирования»-это игрушки имитирующие реальные предметы • «Игрушки – персонажи» - это разного рода куклы, фигурки людей и животных
• «Маркеры (знаки) игрового пространства» - игрушки, игровой материал указывающий на место действия, обстановку в которой оно происходит
Вариативность среды
• Наличие различных пространств
Деление группового пространства на три части:
1) зона для спокойной деятельности небольшой ковер, легкие банкетки или диван - трансформер, один- два легких столика.
На собственных границах зоны, на стеллажах:
• для чтения художественной литературы — подборка художественных текстов по возрасту, с хорошими иллюстрациями;
• для познавательно-исследовательской деятельности — книги познавательного характера, тематические альбомы, словари, атласы, образно-символические и нормативно-знаковые материалы; • для игровой деятельности — настольные игры с правилами, наборы для сюжетной режиссерской игры ;
2) зона для активной деятельности
Ковер (небольшой, легко перемещающийся или убирающийся — по ситуации).
На собственных границах зоны, на стеллажах и легких столах:
• для сюжетной игры — игрушки разных сюжетообразующих типов, в том числе напольные тематические строительные наборы, переносные игровые макеты;
• для продуктивной деятельности — крупные напольные конструкторы.
В настоящее время недостаточное финансирование детских садов приводит к тому, что становится проблематично создавать соответствующую предметно-развивающую среду.
Эту проблему помогает решать педагогическая смекалка и опыт (поделки из подручных материалов, изготовление масок из поролона,